магазин "МОТОМАГ"
г. Томск, пр. Комсомольский, д. 59
(3822) 523-507
8 952 157 4000

КЛАССИФИКАЦИЯ

О СКУТЕРАХ

   Скутер – альтернативное название мотороллера (а также гидроцикла, самоката и разновидность подводного буксировщика). Если история мотоцикла (1885г.) начинается с велосипеда, то история скутера с самоката.
    Термин «скутер» применительно к двухколесному транспорту пришел из Америки, где в
                         Autoped
начале XX-го века подростки стали устанавливать небольшие моторчики на самокаты. Сленговый глагол «to scoot» - «смываться», «срываться с места», «стремительно бежать», «удирать» точно обозначал развлечение малолетних хулиганов, обкрадывавших на «скутер-самокатах» уличных торговцев. Их приспособление приобрело такую популярность, что его запустили в производство. В 1910 году начали появляться первые серийные аналоги, назывались они «автопед» или «мотопед». А с 1915 года производить Autoped стала компания Autoped Company of Long Island City. Выглядел аппарат следующим образом: платформа-«подножка» подвешена на маленькие колеса (15 дюймов в диаметре). Руль складной, сиденье отсутствовало. Четырехтактный 155-тикубовый двигатель мощностью 1,5 л.с. приводил в движение переднее колесо.

    
          АВС Scootamoto
    Позже производство мотосамокатов освоили в Европе. В 1919 году английский инженер Грэнвилл Брэдшоу представил свое творение – АВС Scootamoto. В отличии от американского собрата АВС Scootamoto имел сиденье под которым находился одноцилиндровый двигатель объемом 123 см3 и приводил в движение заднее колесо с помощью цепи.

Другая английская компания Kenilworth создала аппарат с двигателем 142 см3, развивавший скорость до 32 км/ч, и имеющий фару и передние тормоза как у велосипеда.

    Второй всплеск популярности скутеров произошел в середине 30-х годов XX-го столетия снова в Америке, после появления у мотопроизводителя Форстера Солсбери (Forster Salsbury) скутера Motor Glide. В этом миниатюрном аппарате уже угадывались внешние контуры привычного сегодня скутера: полик под ногами, закапотированный под седлом 82-хкубовый двухтакный моторчик, маленькие 5-ти дюймовые колеса, автоматическая коробка передач. Эта модель стала «знаковой» для всей индустрии, ее идею бесступенчатого вариатора в качестве трансмиссии позаимствовали все производители скутеров.

     Третья волна популярности скутеров (мотороллеров) возникла в Европе после второй мировой войны. И главные роли в ее возникновении сыграли три итальянца: производитель водопроводных труб Фердинандо Инноченти (Ferdinando Innocenti, 1891-1966 г.г.), как автор идеи, авиационный инженер Коррадино д'Асканио (CorrdinoD’Ascanio, 1891-1981 г.г.), как конструктор и Энрико Пьяджо (EnricoPiaggio, 1905-1965 г.г.), первым наладивший их производство.

      Сюжет развивался следующим образом. Фердинандо Инноченти пришла в голову идея загрузить оставшиеся мощности своего полуразрушенного бомбардировками трубопрокатного завода производством транспортного средства, которое в годы послевоенной разрухи могло бы заменить дорогостоящие мотоцикл и автомобиль. Сделать проект простого, красивого и дешевого двухколесника он предложил д'Асканио с пожеланием для конструкции рамы использовать производимые заводом Инноченти бесшовные трубы.

   Опыт авиаконструктора и умение находить нетривиальные решения позволили д'Асканио создать изящный, легкий в управлении, а главное дешевый в облуживании транспорт личного пользования – мотороллер. Но основой мотороллера стала не рама из труб, как у мотоцикла, а несущий кузов из штампованных стальных листов. Такое решение было более технологичным, а широкая платформа защищала пассажира от брызг воды и грязи. Маленькие штампованные колеса своей конструкцией напоминали шасси самолета. Заднее колесо крепилось на оси небольшого, но мощного двигателя внутреннего сгорания, который был закрыт штампованным кожухом. Привлекательным делала мотороллер и «немотоциклетная» посадка, когда водителю не надо переставлять ногу через раму, что позже было оценено итальянскими дамами и католическим клиром.
     
           Piaggio Vespa
Но, несмотря на все достоинства конструкции, Инноченти разочаровало отсутствие у мотороллера жесткой трубчатой рамы. Ведь он настроился использовать для производства нового транспортного средства свое трубное производство и д'Асканио пришлось обратиться со своей разработкой к Пьяджо. Авиаторы поняли друг друга. А услышав, как жужжит двигатель и, разглядев изящную талию в конструкции,
Пьяджо воскликнул: «Похоже на осу!». «Оса» по-итальянски «Веспа», так мотороллер и нарекли. И уже в 1946 году начался ее серийный выпуск и полеты по дорогам Италии.
     Не успокоился и автор идеи Инноченти, обратившись с той же задачей к двум своим инженерам Чезаре Паллавичино и Пьерлуиджи
Торре, работавших ранее, как и
                           Lambretta
д'Асканио в авиации. В этот раз конструкторы отнеслись к основной продукции сеньора Инноченти с должным почтением. Получившийся у них мотороллер состоял практически из одних  труб. Конструкция получилась жесткая и удивительно выносливая. Название мотороллеру Инноченти дал также достойное водопроводчиков – «Ламбретта» («Lambretta»), по имени водной артерии протекавшей за оградой завода. И спустя несколько месяцев после выпуска «Веспы» состоялся и ее дебют.

     Конкурентная борьба двух концернов на четверть века вперед определила развитие мотороллера до прекращения производства фирмой Innocenti в 1971 году.  Именно итальянские мотороллеры в те годы определяли моду во всем мире. По лицензиям и без лицензий их точные копии, а также выполненные по «итальянским лекалам» скутеры выпускались в Германии и Франции, Великобритании и Испании, Америке и Японии.